Медицина, как образ жизни. Искусство управления сознанием.

В начале политической деятельности
13.03.2015

Из статьи в газете «Новый мир» (Астафьев Д.С.)

Медикализация, как и любой процесс, имеет позитивную и негативную стороны. С одной стороны, она является необходимостью, поскольку только благодаря медицинской информированности пациента и своевременной оценке симптомов собственного заболевания удается вовремя предоставить квалифицированную помощь и спасти здоровье и жизнь человека. Развиваются методы диагностики, лечения и профилактики заболеваний. С другой стороны, медикализация проявляется в возникновении новых проблем современного общества, таких как зависимость от антибиотиков, амфетаминов и барбитуратов, этических проблем, связанных с применением репродуктивных технологий, трансплантации органов, клонирования и эвтаназии, возрастанием ятрогенных рисков, закреплением медицинских «ярлыков» за некоторыми человеческими свойствами или типами поведения (инвалид, алкоголик и т.д.), которые могут способствовать исключению стигматизированных лиц из процесса нормального социального взаимодействия.

Понятие «медикализация» вошло в лексикон социологов, историков и других гуманитариев около сорока лет назад.

Американский медицинский социолог Ирвин Зола (1972 год) указал, что в условиях современного общества медицина стала главным институтом социального контроля, вытеснив более «традиционные институты», такие, как религия и право.

Питер Конрад, работавший с И. Зола в одном университете, пришел к мнению, что здоровье в капиталистическом обществе рано или поздно оказывается не только культурной ценностью, но и ценностью экономической. Поэтому при капитализме медицина оказывается выгодным бизнесом, а медикализация создает новые рынки товаров и услуг.

К началу 1980-х гг. медицинские антропологи Мерилл Зингер и Ида Сассер предложили трактовать медикализацию как одно из проявлений «Западной медицинской гегемонии» в современном мире, где она берет верх над другими «медицинскими системами» и навязывает людям свои нормы, ценности и представления.

Новой тенденцией, проявившейся в 1990-е и 2000-е гг., стало переключение внимания с доминирующей роли докторов на позицию фармацевтических кампаний, агентов страховой медицины и поставщиков новых биомедицинских технологий, а также потребителей их продуктов. Ведущий исследователь медикализации Конрад недвусмысленно указал на то, что агенты медикализации пролиферировали. Согласно Конраду и Лейтер, масштабы медикализации возросли. Теперь медикализации подлежат не только те патологии, которые покрываются возможностями доступной (страховой) медицины, но и те, которые не покрываются ей, но могут быть покрыты за счет дорогостоящих препаратов и услуг, присутствующих на медицинском рынке (например, сбор средств телеканалами для дорогостоящего лечения конкретных больных). Генетика, геномика и эпигеномика действительно порождают неопределенные образы будущего. Людям XXI века приходится учиться жить в состоянии риска за свое здоровье и неуверенности в будущем, а медикализация – это всего лишь один из стимулов к такому образу жизни.

Оглушающая реклама на всех каналах ТВ, на радио, в газетах заставляет людей без ведома врачей (без рецептов!) потреблять лекарства. Людям начинает казаться, что они разбираются в медицине, и на приеме требуют от врача тех или иных разрекламированных препаратов, обследований, консультаций, в которых они вообще не нуждаются. Рекомендации врачей зачастую ставятся под сомнения и игнорируются. Коммерциализация сферы медицины и здравоохранения обеспечивает постоянный приток инвестиций, а, значит, непрерывный процесс модернизации, внедрения инноваций, разработки новых технологий.

Следует отметить особую роль СМИ в процессе медикализации. Многие информационно-аналитические и просветительские передачи по телевидению, статьи и рубрики в печатных СМИ, посвященные различным заболеваниям, охране здоровья, вредоносным факторам окружающей среды и т. п., активно способствуют распространению феномена медикализации.

Таким образом, медикализация должна рассматриваться как сложный социально-культурный феномен, требующий комплексного исследования для усиления позитивных и уменьшения негативных проявлений медикализации.